Надежда Баранова, журналист и ведущая "ANNA-News" спрашивает нашего эксперта. Отвечает
клинический психолог, доцент РГГУ Диляра Ефремова.
Вопрос. Подросток, например, спокойно общается и отвечает на вопросы - и вдруг резкая перемена - он либо молчит, либо хлопает дверью и закрывается от общения. Как быть родителям? Чего опасаться?
Д. Е. В ситуации, когда ребенок спокойно общался с родителями, а потом вдруг хлопает дверью, уходит, это не характерно для здорового общения и не в интересах развития ребенка.
Гипотеза первая - родители повели себя некорректно, по отношению к подростку. Подросток охраняет свои границы, достаточно агрессивно. При этом ребенок будет всегда моделировать поведение одного из родителей. То есть, когда-то кто-то из родителей хлопнул дверью и сказал: "я не буду с тобой разговаривать". Ребенок повторил.
Другой вариант - ребенку невыносимо, тяжело, он переживает трудное время. А тут родитель вмешивается с вопросами, не обратив внимания на его состояние. Ребенок убежал, хлопнул дверью, чтобы уединиться. И это можно воспринять как агрессию, но посмотрите - тут скорее взрослый агрессивно вмешивается, а ребенок не готов выслушать или отвечать на вопросы.
Вопрос. Агрессия нам необходима. Это естественное свойство человека, данное природой, чтобы защитить свои границы. Но где та грань за которую нельзя перейти?
Д. Е. Как психолог судебный эксперт, скажу что эта грань четко определена юридически - когда ребенок намеренно причиняет вред. Агрессия в данном случае - намеренное выражение, причинение вреда. Например, ребенок швыряет и разбивает телефон, или рвет на части бумажку, на которой родители написали режим дня.
Да, ребенок не может ударить маму с папой, но перенесет свой гнев на предмет, или например, на домашнее животное. Может это сделать не явно, а скрытно. Может начать обзываться или ругаться - и на это нужно обращать внимание. Обучать, как защищать свои границы и как можно а как - нет.
Вопрос. Сейчас многие психологи говорят о том, что нужно разговаривать с детьми. А если они не хотят? Молчат или наоборот, отвечают очень резко?
Д. Е. Эта ситуация уже не характерна для обычного ребенка. Эта ситуация свидетельствует о том, что ребенок пережил какой-то негативный опыт общения с родителями, подтрунивания, обращения его высказываний во вред ребенку, какие-то издевательства - от родителя или даже от педагога.
Это не агрессия - это сопротивление. Это может быть невротический симптом - не может сказать ни слова, хоть и знает, что хотел бы сказать. Слова застряли - это уже невротическая симптоматика.
А может это и эндогенное расстройство, - 1% шизофрении в обществе никто не отменял - это может быть начало болезни - когда ни с того, ни с сего ребенок перестает вступать в коммуникацию со взрослым. Взрослые, конечно же, скажут - мы все сделали, чтобы с ним поговорить, а на самом деле - не все, - не обратились с этой проблемой к психологу.
Вопрос. Получается замкнутый круг - если семья нормальная, и ребенок был в общении и вдруг он замкнутый и не разговаривает - что это значит? Что-то просмотрели?
Д. Е. Да, так в точности и есть, как вы говорите. Мы обычно слышим - хорошая, замечательная семья. Мне как эксперту психологу приходится оценивать степень привязанности ребенка к родителям в бракоразводных процессах. Но в силу конфликта между родителями, ребенок может ответить - "Не хочу ни к кому, они плохие. Отдайте меня в детский дом". Да, хорошая семья - держат марку. Что-то умалчивают, что-то упустили или недосмотрели, иногда - неосознанно.
Для здорового ребенка замкнутость, ни с того ни с сего, - так не бывает. Это симптом, за которым что-то скрытое, вытесненное.
Вопрос. Некоторые родители, мамы - сразу бросаются на защиту ребенка, в любой ситуации защищают - где граница заботы и понимания?
Д. Е. Если родители очень активно защищают от окружающей действительности - например, я запрещаю, чтобы мой подросток узнал о сексе, или о том, что такое суицид. Смотрите, ребенку 14-15 лет, все уже знает, все посмотрел и все прочитал. Это ограничивает его собственные движения к своей защите и своим решениям.
Я запрещаю ребенку отвечать на некоторые вопросы о буллинге. Смотрел и наблюдал, как задирали одноклассника, угоняли или портили автомобиль, сам не участвовал, но смотрел, наблюдал. Например, наблюдал издевательства над людьми, над бомжом издевались или над бродяжкой. Только наблюдал - а это уже преступление, оставление человека в беспомощности.
Ограждение ребенка от окружающего мира приносит много вреда. Во-первых, он сам не учится реагировать на вызовы среды.
Во-вторых, мать может думать, что "Мама плохая - много работает, а должна бы своего ребенка защищать, что там в школе то творится - ужас". И остается дома, отказываясь от своей работы и реализации - и сама становится агрессивной, и свою агрессию отправляет, и к мужу и к ребенку.
Видео интервью можно
посмотреть по ссылке.
******
Обращайтесь в АКЦ Помощь по поводу споров о месте жительства ребенка. Для суда или в медиаторном порядке - мы поможем.
Мы проводим
предсудебную психиатрическую экспертизу родителей, с выдачей оформленного заключения врача психиатра, выполняем
психологическую экспертизу состояния детей и отношений с выдачей заключения эксперта для суда, также ведем
рецензирование ранее составленных экспертиз. Звоните!