Скажу, что такая формулировка - как распознать шизофрению, смущает.
Наверное, обеспокоиться или проявить какую-то настороженность, я бы сказал так. Потому что «распознать», тут сразу возникает соблазн, особенно у малограмотных людей, сказать родственнику: вот я в интернете прочитал, и вот я у тебя нахожу признаки шизофрении, в интернете же написано. Ну этот аргумент такой милый, который мы врачи, хорошо знаем.
У врачей уже оторопь перестала возникать, которая была еще лет 15-20 назад, когда интернет только начал активно входить в нашу повседневную жизнь. Так вот, - как заподозрить и как, не откладывая в долгий ящик, поспешить с обращением
за какой-либо диагностической, для начала, помощью клинического психолога. Ну и прежде, чем оказать помощь, нужно диагностировать и, так сказать, исключить это заболевание, или подтвердив его, предпринимать какие-то целенаправленные меры.
Я бы предпочел предложить вам
ключевое слово - нелепость. Вот когда человек не просто возбужден, например, или наоборот, депрессивен, когда он высказывает что-то не по делу, - это одно. Но когда он несет совершенно нелепые вещи, и когда это приобретает все более устойчивый и не корректируемые логическими аргументами со стороны близких, например, формы, вот тогда это уже первый звоночек: что-то здесь не так. Я повторю это ключевое слово - нелепость. Это касается не только высказываний, но и самой манеры поведения человека.
Я помню очень хорошо моего покойного учителя, недавно ушедшего профессора академика Александра Сергеевича Тиганова. И вот он нам много лет назад на лекции приводил такой пример: - Коллеги, - говорил он, - всегда следует настороженно так относиться, когда слесарь-сантехник, хороший, может быть, добрый человек, не обязательно пьющий, но ни с того, ни с сего, - начинает изучать санскрит или штудирует углубленно и конспектирует труды Шопенгауэра или кого-нибудь еще из философов. Тут Шопенгауэр не единственный, просто как пример известнейшего в мире философии человека из прошлого. Это первый момент.
Первый момент - когда человек, вдруг, начинает делать то, что он никогда не делал, причем его выбор вычурный, неадекватный прошлому опыту, не несет выгоды, короче - непонятно, что произошло, и это всё странно.
Второй момент как распознать шизофрению - это снижение волевой функции, на бытовом уровне мы говорим, например, вот человек, занимавшийся достаточно успешным бизнесом. И ни с того, ни с сего, когда вроде бы с бизнесом-то все нормально, он вдруг уходит в себя, замыкается.
И это не следствие каких-либо проблем, визита налоговой или серьезных долгов, это происходит вдруг, как гром среди ясного неба. Вдруг человек становится каким-то другим. У него появляются черты характера, манеры поведения, которые прежде ему были решительно не свойственны. Он становится холодным к детям, которых прежде любил, или к другим родственникам. Он уходит в себя, это действительно, бытовой термин, но вполне может быть обоснованно взят в качестве, как мы, врачи, говорим, предиктора какого-то вида психопатологии.
Не обязательно сразу шизофрении, но лучше перебдеть в таком случае, не создавая атмосферу какой-то тревоги или паники, последовательно и, очень желательно на доступном этому странному человеку уровне, как-то донести идею о целесообразности обращения за консультацией и помощью. Или для того, чтобы верифицировать состояние, то есть, говоря более простым языком, назвать кошку кошкой, а собаку собакой. Понять, что происходит с ним.
Очень важно то, о чем многие говорят сейчас, и в миру психиатрическом, и конечно же, на страницах научных статей, мы встречаем этот термин «заручиться его информированным согласием».
Показать, что все заинтересованы в благоприятном исходе дела. И очень важно, чтобы добиться этого информированного согласия, придерживаться простой тактики, например, если человек высказывает нелепые бредовые идеи, то ни в коем случае его не разубеждать, но и ни в коем случае не соглашаться с ним. Некоторые наивно полагают, что да, он несет полную чушь, дай-ка я сделаю вид, что я разделяю его точку зрения. Вот делать этого ни в коем случае не надо. Не существует универсальных способов, позволяющих здесь сказать правильные слова.
И поэтому, если человек вам дорог, это ваш близкий, и отношения были хорошие, но изменились, важно слушать свое сердце, интуицию, безотносительно того, каков ваш и его уровень образования, вы простой рабочий или академик, доктор физических, физико-математических наук, вот просто важно, оставаясь людьми, не заставить его, шантажируя и угрожая, прийти к
врачу психиатру. Например, в нашу компанию. Сделать так, чтобы человек обратился к нам, хотя бы из любопытства. Слава Богу, сейчас нет таких, как прежде, когда я начинал работать, драконовских мер в отношении к обратившимся по какому бы то ни было поводу к психиатру человека, как взятие на учет, как внесение во всевозможные списки.
Но в то же время следует подчеркнуть, что пренебрегать старой и вполне работающей системой диспансерного наблюдения - не стоит. То есть, в ряде случаев, взять человека на учет на какое-то время, не сводить все к партизанскому, подпольному ведению таких больных. Задачи, стоящие перед родственниками, чрезвычайно важны, но они решаемы. Следует запастись терпением, последовательностью, и не шарахаясь из стороны в сторону, просто знать, что от среды зависит зависит очень много, кто бы, и как бы не лечил потом этого человека. Примите это, пожалуйста, к сведению.
При развитии шизофрении снижается эмоциональная выразительность, эмоции тусклеют, человек отрешенно переживает реальность. Это может быть реакция на какие-то стрессовые события, а их с человеком не случалось! И при попытке с ним поговорить, успокоить его, человек изолируется, уходит от контакта.
Существенный признак, который нельзя не заметить -
серьезные изменения в речи.
Непонятные слова, не характерные для человека обороты речи, несвязное содержание, или весьма стройный, структурированный рассказ, но вы ранее такого не слышали, и обычно у слушателя такая речь вызывает оторопь или страх. Врачи называют это бредом. Но в быту - именно речь, вызывающая оторопь, чувство странности, непонятность и чужесть. Кстати, правильно говорить, "люди с шизофренией", а не "шизофреники".
Мы готовы проконсультировать Вас по поводу ваших проблем и трудностей с вашими родственниками.
Звоните в АКЦ Помощь! Пишите в мессенджер на данной странице справа внизу.