Практический случай. В марте 2020 года, когда весь мир уже болел ковидом-19, а мы еще верили, что нас минует вирус, в АКЦ Помощь обратилась женщина, которая узнала, что умершая бабушка в мае отписала дом в Балашихе, а именно в известном месте Салтыковка, третьему лицу, которое не являлось родственником. Мужчина проживал в пристройке дома и, может быть, ухаживал за бабушкой, помогал по хозяйству.
История такова: завещание было составлено за месяц до смерти, причина смерти - геморрагический инсульт, инфаркт мозга, что было установлено на вскрытии. Кроме того, это был уже не первый инсульт, и ранее бабушку наблюдали в больнице г. Балашиха, и её госпитализировали в неврологическое отделение, и она проходила лечение.
До нашего вмешательства уже было подано исковое заявление, и был суд. Юристы, кто сопровождал дело и суд, не собрали никакие медицинские документы. Более того, суд направил на экспертизу в ПНД. Строго говоря, ПНД не является тем местом, где следует проводить судебную посмертную психиатрическую экспертизу: суд должен был направить на экспертизу в больницу им. Яковенко или Отделение центральной судебной психиатрической экспертизы на ул. 8 Марта. Итак, медицинская документация не была собрана на экспертизу в полноте, экспертиза была проведена не в профильном учреждении, хотя у него и была соответствующая лицензия.
Октябрь 2020 г. - суд был проигран, было решение оставить дом за этим третьим лицом, не родственником.
Текст экспертизы на 4 страницы, фантастический, в ней, в частности, было указано, что нотариус при составлении завещания засвидетельствовал состояние психического здоровья бабушки, что по своей сути - нонсенс.
В суде была видеозапись, как бабушка подписывает завещание, при этом никакой экспертизы видеозаписи не было, было не понятно, эта ли бабушка была у нотариуса и её ли это голос на видео.
При всех вот эмоциях, которые от этого случая, вывод - хорошо бы ухаживать за бабушками, привозить продукты, беспокоиться о состоянии здоровья и не доводить отношения до того, чтобы пожилые люди отписывали наследство третьему лицу!
Мы пошли навстречу, не взяли предоплату и, собрав медицинские документы, а именно, результаты вскрытия, три истории болезни, другие документы и,
составив заключение досудебной экспертизы, подали апелляционную жалобу, это сентябрь 2020-го.
Далее возникал вопрос - к чему приведет апелляция, отправит ли апелляционный суд обратно в первую инстанцию на повторное рассмотрение, ведь собраны новые документы, которые в деле в прошедшем судебном заседании не рассматривались.
Апелляционный суд Московской области принял во внимание наши документы. Мы не ожидали, но судья была удивлена представленными доказательствами. Юристы всю работу сделали качественно.
Суд вызвал на заседание эксперта психиатра из ПНД, кто проводил экспертизу. Он не приехал. Было повторное заседание, и наши юристы добились назначения новой посмертной экспертизы состояния психического здоровья, в состоянии ли была бабушка понимать, что она делала и отдавать себе отчет в своих действиях.