Рассмотрим такую ситуацию. Пожилая женщина, которая наблюдается у невролога и предварительный диагноз - деменция. Она совершает сделку - пишет дарственную на внука. Опустим подробности, как и каким способом внук убедил ее написать дарственную. С этим решением не согласна тетя внука, дочка этой женщины и она решает обратиться в суд с иском о признании дарения недействительным. Приносит выписку из истории болезни.
Суд может пойти двумя путями. Первый - отказать в иске. Дело в том, что за гражданином признается презумпция дееспособности, если не был судом признан недееспособным. Второй путь - суд назначает судебную экспертизу, которую пожилая женщина проходить отказывается. И суд отказывает в иске.
Чтобы каким-то образом
отменить дарственную, суд должен быть убежден в том, что пожилая женщина, имеющая заболевание, действительно не могла на момент написания дарственной понимать смысла своих действий и руководить ими. Эти знания суд может получить только от специалистов экспертов. Эксперт должен вынести свое заключение - да, полагаю, дело было именно так, поскольку есть заболевание. И что именно этот диагноз имеет непосредственное отношение к факту неспособности совершить сделку.
В нашем примере истица могла бы привлечь лечащего врача в качестве эксперта, ведь лечащий врач невролог, который наблюдал пожилую пациентку, наверняка проводил тестовые методики и мог бы выступить в суде, если согласится.
Но лечащий врач, не имеющий опыта экспертной работы, может и отказаться.
Досудебная психиатрическая экспертиза в этом случае более правильна - это заключение врача с учетом полученных медицинских документов и проведения добровольного обследования врачом психиатром экспертом. Заключение эксперта могут стать основанием для обращения с иском в суд.